Россия может выйти из МВФ
Нет никаких препятствий для того, что бы РФ избавилась от финансовой зависимости
Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР подписали согласие о взаимной поддержке. сегодня благодаря этому документу около государств блока БРИКС вкушать личный пул резервов в размере $100 млрд, а значит, для преодоления кризисов им не придется приходить к кредитам Международного валютного фонда. как и МВФ, резервный пул БРИКС будит сформирован зa счет членских взносов стран-участниц. Россия положит в общую копилку $18 млрд, по столько же внесут Бразилия и Индия, опять $5 млрд поступит в пул из ЮАР, и, наконец, объедки суммы совершенно покроет плата Китая.
Таким образом, КНР априори обладает абсолютным преимуществом при принятии решений о выплате (или невыплате) финансовой помощи первый встречный из стран БРИКС. Аналогичные привилегии принадлежат USA в рамках МВФ: имея долю в 16,74% голосов, Вашингтон получил фонд чуть не в единоличное господство со дня его основания. Даже ближайшие конкуренты — Япония, Германия и Великобритания — в совокупности располагают меньшим количеством голосов, чем Штаты.
Столь неравномерная промежуток сил в МВФ — следствие распределения долей голосов кстати размерам членских взносов. Аналогичная изречение применяется и в пуле БРИКС. Нетрудно подсчитать, что величина членского взноса России не даст ей весомых прав при общих голосованиях. Но это не идет ни в какое пример с той жалкой долей в 2,39%, что досталась РФ в Международном валютном фонде. С такой квотой наша край хотя и попала в первую десятку наиболее влиятельных государств, но оказалась аутсайдером с номинальными полномочиями. Но хуже всего то, что это должность досталось нам ценой развала собственной экономики. Всплеск инфляции, грабительские ставки кредитования и недавние скачки курса рубля — прямое плод выполнения всех условий членства РФ в МВФ.
Пять букв в обмен трех
Первоначальной целью вступления России в МВФ было получение денег на покрытие непосильного внешнего долга, доставшегося нам при распаде СССР. опосля получения первого кредита в 1992 году повторно обращалась в МВФ в печально известном 1998-м, но никакой помощи в тот раз не обрела. как отметил учитель Степан Сулакшин, ныне разбирать на МВФ тем более глупо — в связи с конфликтом на Украине и общим обострением взаимоотношений с Западом наше царство должно красоваться конец ко всяким «сюрпризам», опричь приятных. Любая опыт России воспользоваться своими правами члена МВФ просто поставит нас в еще более уязвимое и зависимое положение.
На этом фоне соединение о резервном пуле БРИКС пришлось адски кстати. Официально задача пула декларируется как взаимное предоставление центральными банками стран — членов БРИКС денежных средств в долларах USA в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью (по сообщению Центробанка). лишь шире рассказал про задачи пула вождь российского Минфина Антон Силуанов: «Пул резервных валют БРИКС создан для поддержки платежных балансов стран — членов БРИКС. В случае если мы увидим существенные оттоки капитала и давление на курс и ЗВР, в этом случае пул придет, подставит плечо той либо другой стране». Но очень спешно эти сдержанные формулировки сменились заявлениями очень другой тональности. Уже после чета дня опосля подписания соглашения умный финансов наконец-то громко произнес то, что и да уже тайный было признано за истину. «(Валютный пул. — РП.) — это своего рода «мини-МВФ» для стран — членов БРИКС», — сказал Силуанов в прямом эфире телеканала «Россия 24».
Антон Силуанов во время саммита БРИКС в Уфе. Фото: Дима Фадеичев / ТАСС
В любой второй ситуации эти болтовня стоило бы пить пропускать ушей: идею сотворения «альтернативного» МВФ издавна и охотно используют для самопиара, но пока снова ни разу не пытались воплотить в жизнь. все-таки тот факт, что она прозвучала из уст министра и относилась к уже действующему институту — «двойнику» МВФ, говорит о том, что у нее появились весь серьезные шансы на реализацию. «Конкуренция с МВФ — отдаленная, но весьма вероятная цель, к которой будит исподволь наступать валютный пул БРИКС. Хотя бы потому, что это бесспорно полезный его создателям», — утверждает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. критик не исключает, что в результате мы увидим образование многополярной системы международных финансовых структур, ответственных за процессы глобального экономического роста. «Но это, безусловно, задача не одного десятка лет, потому как на текущий момент система очень перекошена в сторону доминирования экономической модели и интересов Соединенных Штатов», — предупреждает эксперт.
Предыдущая старание устранить сей перекос закончилась неудачей. Страны — члены МВФ, недовольные доминирующим положением Америки, настояли на структурной реформе, которая должна была малость увеличить ранг влияния наиболее ущемленных развивающихся государств. Но Вашингтон умудрился заблокировать реализацию неудобной для него реформы аж на три года, и все в рамках действующих правил, установленных внутри МВФ. Кагда терпимость стран — членов фонда подошло к концу, они действительно задумались о создании локальной организации вроде МВФ. «Широкий ассортимент функций и достаточное число валютных резервов в перспективе сделают пул БРИКС прямым конкурентом МВФ, — резюмирует знаток отдела доверительного управления «КИТ Финанс-Брокер» Владимир Капустянский. — Весь задание заключается в условиях, на которых будит исполняться кредитование возможных заемщиков».
Выходной билет
Условия участия — истинно 1 из ключевых моментов сотворения пула. Официально все подробности до сих пор держатся в секрете, но, судя по намекам, условия членства и получения помощи в пуле БРИКС намного выгоднее, чем соглашаться предложить МВФ. если это впрямь так, пул БРИКС требуется смотреть не просто как подстраховку на случай немилости МВФ, а как полноценную замену последнему. если до сих пор освобождение из МВФ действительно не обсуждался, потому что воспитывать было некуда, то теперь ничего не мешает нам уходить с фондом и снять с себя обязательства, взятые бок о бок кредитом в 1992 году. «Вопросы, связанные с экономическими процессами, Россия определяет самостоятельно, по-этому по факту ничего не удерживает нашу страну в составе МВФ. мой заем пред фондом мы погасили кроме в 2006-м», — рассуждает Капустянский.
Чтобы понять, какой ценой нам обошелся доверие МВФ, поодаль грясти не надо: нынешняя политика российского Центробанка с поразительной точностью воспроизводит все инструкции Международного валютного фонда. Так, согласие условиям, выдвинутым МВФ, в основе денежно-кредитной политики нашей страны лежат «заповеди» от идеологов да называемой Чикагской экономической школы. Первая диктует Центробанку таргетирование инфляции через повышения учетной ставки, вторая провозглашает ласковый переход к режиму плавающего курса рубля. Чем обернулся для страны перевод рубля в свободное плавание, помнят все: резкая девальвация, скачок цен на товары и услуги, упадок реальных доходов и, конечно же, паника. Но настоящее беда для экономики началось тогда, Кагда ЦБ решил доконать и без тово стагнирующий настоящий сектор и выполнил вторую «заповедь» — повысил ставку рефинансирования до 17%. Естественно, как по инструкции ЦБ мотивировал это целями понижения уровня инфляции (которую, как мы помним, он сам и спровоцировал). Но вопреки обещаниям чикагских экономистов повышение кредитной ставки привело не к спаду инфляции, а к ее росту, поскольку предприятия закладывают цена кредитов в цену продукции.
Но регулятор упорно гнул свою линию — таргетировал, таргетировал, да и вытаргетировал. Удорожание заемного финансирования сделало работу огромного количества российских предприятий бесспорно убыточной, начались массовые банкротства, а с ними барыш безработицы и снова убыток реальных доходов. Прибавьте сюда остальные «заветы» Чикагской школы, воплощенные в жизнь российскими реформаторами, и получите поэтапный намерение «Как развалить экономику за 20 лет». Стоит припомнить хотя бы приватизацию, повсеместную отмену госконтроля, либерализацию цен, которая воплотилась в нашем присоединении к ВТО, и институт госкорпораций.
Все на выход
Очухаться от «подарка» МВФ — хочется верить, что все же прощального — отечественная экономика сможет не скоро. если знание денежно-кредитной политики продолжится в русле чикагских рекомендаций, выше- настоящий сектор будит доведен до полного обнищания, и вот в то время России действительно понадобится подмога пула БРИКС или же Международного валютного фонда. Очевидно, что правила, диктуемые МВФ, создают замкнутый общество для таких стран, как РФ. И раз у нас появился надежда из него вырваться, надлежит практиковать это как дозволено скорее.
Но сам по себе освобождение из состава МВФ не должен стать самоцелью. Россия должна четко понимать, что конкретно она получит в итоге. если не довести здравую идею по созданию пула БРИКС до ума, теснить огромный опасность в очередной раз поменять шило на мыло.
Помимо условий участия принципиальные критерии, определяющие реальную эффективность пула БРИКС, и как и круг его первичных выгодополучателей, — это величина резервов и структура подчинения. Уставной общий величина запасов БРИКС — $100 млрд, то есть в три с лишним раза скромнее, чем у МВФ (у него по состоянию на март 2015 возраст было $327 млрд). за всем тем и стран, имеющих льгота требовать на средства БРИКС, только пять, или же в 37 раз меньше, чем в составе Международного валютного фонда. снедать основания полагать, что $100 млрд весь довольно для пятерых. А вот что касается структуры управления пулом БРИКС, в сегодняшнем виде она просто сводит деревня значение сотворения «альтернативного МВФ» к нулю. труд в том, что править пулом назначены центральные банки стран-участниц. А центральные банки у нас независимые, то есть де-юре отделены от собственного государства и не поддаются мерам внутреннего регулирования. В свою очередь, внешнее регулирование деятельности ЦБ осуществляет МВФ, диктующий странам-членам правила монетарной политики.
Если государства БРИКС на деле хотят отдать финансовую независимость и избавиться от перекоса сил в сторону США, полагается кардинально менять либо структуру управления пулом, или собственное законодательство относительно статуса центробанков. затейщик видоизменение относительно прост: передать полномочия по управлению резервами, например, правительствам стран-участниц. интрига в том, для такого решения потребуется абсолютное согласие всех пятерых, а как показывает опыт, даже двум странам-партнерам иногда непомерно сложно приходить к консенсусу. следующий вариант — отменить независимость ЦБ и подчинить его государственным интересам. Это уже совершенно и полностью зависит от самостоятельного решения каждой из стран; пить такие решения Россия не только может, но и должна, не дожидаясь остальных членов блока. Нужна только пресловутая политическая воля, а точнее, желание перейти от пассивного исполнения чужих инструкций к активному и самостоятельному управлению собственной страной. покамест что нужда такой готовности у нашего руководства остается единственным, что по-настоящему удерживает РФ от развития.
Добавить комментарий