Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — день Воскресения Христа, суть христианское торжество. В сей число завершится огромный Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». как сказал в одном из пасхальных приветствий духовенство Кирилл, сей праздничный день «являет нам достоинство подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего путы греха, какой отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нуждаться наскочить Пасху, как объяснить важность праздника детям, что делать, если не получается начинать на службу и почему изобилие куличей может начинать во крушение духовному.
Быть милосердным
— священник Федор, наступает Пасха, и вопрос, что задают себе некоторый человеки из числа тех, который только входит в житье-бытье церкви, как обманывать сей погода благочестиво? как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь адски гордо указать, что самой Пасхе предшествует многолетний подготовительный промежуток — знаменитый Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее победа и радость, раскрываются намного глубже для тех, который к ней готовился — постился, ходил в храм, преимущественно в деньки Страстной Седмицы.
Сегодня огромное число христиан игнорируют богослужения и приходят в богомольня только для того, что бы освятить куличи, и это большая убыток заранее только для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной здание чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это только только вторичный формальный обряд. Важнее подготовить душу, крыться с Христом в его страдании и воскресении. первостатейный прием для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в ход следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха чуть не В любое время упоминается как день, Кагда человеки проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято дарить обильную милостыню, предлагать страждущих, посещать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в сей число было принято делать добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем намереваться на Его благодеяние только в одном случае, Кагда подобная благодеяние живет и в нашем сердце, Кагда устройство нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В сей день, нужно, по возможности, причинять другим людям как дозволительно больше радости и счастья.
Хорошей традицией была и поддержка в уборке храма прежде Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы человеки всем вместе наводили диета в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением надо приличествовать к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни общий рекомендует крайне осторожный вертеться с настроениями. если вы посмотрите на православные иконы, то, зa редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что общежитие эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. если персона ходит в храм, читает Евангелие, то в душа он почувствует то есть то, что нужно. А богослужения как раз помогают доставать сей верный богословский настрой — поэзию высшей красоты, Но трезвую и радикально не слезливую.
— Что дозволено понимать в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах действительно ничто не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице некоторый ходят в здание ежедневно: просто, что бы продлить это положение радости, которое дает в эти деньки храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции сделать визит кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет безделица общего с православными канонами. Для поминовения усопших теснить табель Радоница, кто в этом году попадает на 21 апреля, и употреблять обилие других дней.
Я ни в коем случае не призываю запамятовать об умерших, Но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в сей число нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться опосля Великой Отечественной войны, Кагда было огромное сумма умерших. начальник всеми силами поддерживали ее, как только бы отвлечь человек от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору то есть в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых весь нигде больше в Советском Союзе отрицание было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь забота людей от церковной традиции. И сейчас, Кагда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. что бы превозмочь ее, нуждаться как дозволено больше и громче выражать об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— надо ли повествовать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? как исполнять сей сказка доступным?
— повествовать не мешает непременно — рассказывать, произносить Евангелие, пояснять. Не непременно даже приходить к детской Библии, дозволительно жениться беспримерный текст любого евангелиста и произносить его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, между обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, Кагда действие касалось пересказа тех мест Евангелия, где фраза шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе В любое время была полная тишина.
Ребенок непременно начнет задавать трудные вопросы: «А почему изменник предал Христа?» либо «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы необыкновенно важны, они означают, что дитя обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. зa ответами дозволено соглашаться к священнику либо к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это довольно отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху украшать яйца, приготовлять куличи и творожную снедь?
— снедать красивое церковное предание: Кагда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. правитель усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может находиться правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, становиться красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело красивый цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, украшать яйца — все это дозволительно объяснить теперь простым желанием украсить мой питание опосля Поста, исполнять первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям общий свойственно это вожделение — все украшать.
— дозволено дать некоторый рекомендация людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, дословно набрасываются на еду?
— нуждаться обретаться сдержанным, и помнить, что государство Божие — это не пища и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что вероятно праздничный день Пасхи. Но дозволено говорить так: чем глубже лицо будит вязнуть в церковную жизнь, чем больше будит обнаруживаться ему завещание радость, тем меньше будит выражать веселье вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— как быть, если персона не может посетить пасхальную службу — если он в немощи либо около него маленькие дети?
— немедленно появилась мочь быть участником в процессе удаленно — чрез служба по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет ареопаг в храме, Но является подспорьем и утешением.
Интересно будит вспомнить сонмище новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками годов быть в тюрьме, весь оторванные от церковной жизни. Причем, между них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, совершенно дышали ими. И вот они лишены только — не только причастия, Но даже вида иконы и горящей накануне ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти человеки Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло сызнова понимать свободу, моментально же снова вливались в богослужебную жизнь.
То же дозволительно посоветовать и тем людям, которые теперь не могут дождь на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. если это не банальная неподвижность и вы что греха таить не можете отправляться — это не грех, Иегова не довольно за этого дальше от вас.
[hide]источник[/hide]
Добавить комментарий